Жалоба на мошенничество электронных аукционах

Сговор участников — как распознать?

Одна из самых неприятных ситуаций, которая, к сожалению, сегодня достаточно распространена — это сговор участников торгов.

Чаще всего в сговоре участвуют и поставщики и заказчик, которые получают определённую выгоду от сотрудничества. А организация тендера в этом случае не больше, чем формальность.

Типы мошенничества в сфере проведения тендеров зависят от фантазии их участников. Постоянно появляются новые виды сговоров участников тендера. Порой всё продумано настолько тщательно, что практически невозможно распознать, законны ли результаты проведения конкурса или нет.

И всё-таки существуют определённые признаки, которые сигнализируют о том, что в тендере имеет место мошенничество.

Наши специалисты помогут Вам составить жалобу в ФАС для защиты Ваших интересов в торгах.

Подготовка и подача жалобы в ФАС

на неравноправное участие в торгах и сговор участников тендера

Признаки сговора участников торгов:

отклонение большого количества заявок, в результате чего к участию допускаются только два игрока. Два потенциальных исполнителя — это минимальное количество поставщиков, необходимое для признания торгов действительными. Более явным признаком сговора является допуск двух потенциальных компаний-исполнителей, которые принадлежат одному учредителю. В этом случае вероятность того, что заказчик и, по сути, один поставщик находятся в сговоре, значительно повышается. В любом случае, перед тем, как подозревать худшее, стоит проанализировать причины отклонения заявок остальных участников. Возможно, у заказчика были объективные основания для отказа.

отклонение заявки потенциальных исполнителей без объяснения причин. Вы всегда можете потребовать от заказчика разъяснения поводов для отказа. Если даже после этого компания не желает их указывать, то, вероятно, в данном конкурсе имеет место сговор участников.

причины отклонения заявки необоснованны. Например, вы указали стоимость ваших услуг, но заказчик отказывает в доступе к участию в закупках из-за отсутствия расценок.

завышенные требования к поставщикам. Если документация аукциона на поставку типовых товаров или оказание услуг, не отличающихся технической сложностью, содержит техническое задание на несколько десятков страниц, то, возможно, заказчик рассчитывает на то, что большинство потенциальных исполнителей допустят ошибки. А выиграет «нужный» поставщик, который знает правильные «ответы».

С той же целью, в список документов, которые поставщики должны предоставить для участия в торгах, могут быть включены лицензии, сертификаты или иные документы, которые не являются обязательными для выполнения предлагаемых работ.

Сюда же можно отнести нечёткое техническое задание.

Например, описание проведения всех необходимых работ составлено таким образом, что «непосвящённому» исполнителю бывает трудно разобраться в их реальном объёме. Конечно же, вы всегда можете обратиться к заказчику за разъяснениями, а уже по его дальнейшим действиям можно будет судить — сговор ли это или же организатор не уделил должного внимания описанию характера проводимых работ и желаемых услуг.

слишком сжатые сроки реализации проекта. Допустим, заказчик ищет исполнителя для сложных монтажных работ, на которые выделяет лишь один день. Естественно, победить в этом тендере может лишь та организация, которая приступила к выполнению этих работ гораздо раньше.

одним из сложных видов мошенничества, который очень сложно доказать, можно назвать «ротацию заявок». Заключается он в том, что в сговоре принимают участие несколько поставщиков и, вероятно, заказчик. Победителями данные исполнители становятся поочерёдно. Прибыль при этом чаще всего делится либо практически поровну между участниками сговора, либо в соответствии с размерами каждой компанией (возможны и другие варианты вознаграждений).

Всё это признаки типов мошенничества, цель которых — победа определённого поставщика. Но существуют и такие виды сговора участников, которые преследуют другую цель — максимально снизить, повысить или поддержать цену проекта.

В этом случае можно наблюдать участие подставных компаний, которые готовы необоснованно пожертвовать своей прибылью ради участия в проекте.

Когда мошенничество, на ваш взгляд, очевидно, вы можете выбрать одно из двух решений:

    если вы уверены, что сможете доказать наличие сговора участников аукциона, то лучше подать жалобу в ФАС, в связи с нарушением 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

  • если же доказать мошенничество для вас будет достаточно проблематично, то в этом случае, просто откажитесь от участия в данном тендере или обратитесь в компанию РусТендер и мы дадим вам четкую картину происходящего. Это поможет сэкономить ваше время и сохранить здоровье нервной системы.
  • © ООО МКК «РусТендер»

    Мошенничество на торгах. Советы поставщику: как избежать обмана

    В статье разберем какие существуют схемы сговора на торгах и на что обращать внимание заказчикам и поставщикам, чтобы не стать жертвой мошенничества.

    Курсы повышения квалификации в Школе электронных торгов — это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами.

    Мошенничество на торгах — это соглашение, которое ограничивает или снижает конкуренцию в ходе торгов. Может быть как письменным, так и устным.

    Соглашения заключаются как между участниками закупки (картельный сговор или иное антиконкурентное соглашение), так и между участниками закупки и заказчиком (организатором торгов). При этом, соглашение может работать и действовать в течение длительного времени или заключаться под конкретную закупку.

    Риск мошенничества на торгах наиболее высок на рынках с ограниченным количеством компаний, с высокими барьерами входа на рынок, с наличием отраслевых ассоциаций, на рынках простых товаров или услуг. По данным антимонопольных органов наиболее подвержены сговорам на торгах рынки строительных и ремонтных работ, в том числе и в области дорожного строительства (доля дел, связанных со строительством, составляет 40%) и рынки поставки медикаментов, медицинского оборудования и средств реабилитации для инвалидов.

    Практика указывает на разнообразие схем мошенничества на торгах. Однако не стоит забывать, что все соглашения при закупках незаконны, а в некоторых случаях уголовно наказуемы.

    Действующие мошеннические схемы на торгах

    Для того, чтобы вы не попали на удочку мошенников, мы обобщили сведения о существующих схемах мошенничества на торгах.
    Итак, соглашения при закупках можно классифицировать следующим образом:

    1. «Мнимая конкуренция»: участник-конкурент соглашается подать предложение с ценой выше, чем предложение «назначенного» участника-победителя, или соглашается подать предложение с условиями, заведомо неприемлемыми для заказчика. Это распространённая форма мошенничества, поскольку создаёт видимость конкуренции на торгах.
    2. «Пассивное участие в торгах»: один или несколько участников соглашаются воздержаться от подачи предложений или отозвать ранее поданное предложение, например, при условии заключения договора субподряда с победителем закупки.
    3. «Раздел закупок»: при наличии однородных закупок сговаривающиеся участники подают предложения в различных закупках по очереди. Контракты заключаются с минимальным снижением цены (0,5%).
    4. «Раздел рынка»: конкуренты делят рынок и соглашаются не конкурировать за определённых заказчиков или в определённых географических границах.
    5. «Таран»: участники сговора демпингуют, изображая активную игру на аукционе, цена опускается настолько, что добросовестные участники торгов отсекаются. При рассмотрении комиссией заказчика вторых частей заявок участники сговора отклоняются в из-за отсутствия части документов (копии лицензии, допуска СРО и т.п.), а «нужный» поставщик (также участник сговора) занимает третью позицию с минимальным снижением и после отклонения «подставных» участников становится победителем.
    6. «Сговор с заказчиком»: методов обеспечения заказчиком победы для определённого участника закупки достаточно много. При подготовке к участию в закупке детально изучается закупочная документация, поскольку нередки случаи, когда заказчики создают барьеры для участия в закупке.

    Признаки наличия сговора между заказчиком и участником закупки

    Закупочная документация размещается в единой информационной системе в нередактируемом формате, например, в форматах *.pdf, *.jpeg, которые не позволяют искать, копировать и печатать фрагменты документов. Это не только затрудняет поиск информации в документации, но и в случае, если текст документации необходим при заполнении заявки, участнику закупки потребуется самостоятельно перепечатать текст в ручном режиме, что в зависимости от объёма информации требует больших временных затрат, а также создаёт риск технических ошибок.

    • Заказчик создаёт условия, затрудняющие поиск закупки: допускает орфографические ошибки в наименовании предмета закупки (например, закупка притнера, вместо принтера), использует неточные синонимы предмета закупки (например, «приобретение малого лесопатрульного комплекса» вместо «автомобиля повышенной проходимости»), указывает неверную категорию закупки (код ОКПД), использует в русском слове латинские буквы («о», «а», «х» и т.д.).
    • Заказчик размещает требования к товарам, работам, услугам в закупочной документации, но при этом «забывает» продублировать их в техническом задании, на основании которого большинство участников закупки готовят заявки.
    • Заказчик при описании требований к закупке использует однотипные формулировки, однако в некоторых пунктах технического задания стандартные требования заменяются на похожие, но противоположные по значению. Например, сначала везде указывается «не более» или «не менее», а в одном или нескольких пунктах наоборот «более» или «менее».
    • Заказчик разбивает закупку, которую можно было бы произвести в рамках одного контракта, на несколько процедур. Например, если речь идёт о последовательных работах на одном объекте, когда следующий этап не может быть начат, пока не окончен предыдущий. Если контракты выигрывают разные поставщики, у второго и последующих высок риск нарушить условия собственного контракта или столкнуться с задержкой получения оплаты, так как предыдущий этап ещё не завершён.
    • Заказчик указывает минимальные или невозможные сроки исполнения условий контракта (например, строительство артезианской скважины для источника теплоснабжения в течение 5 календарных дней с момента заключения контракта).
    • Заказчик использует в описании объекта закупки двусмысленные, неясные формулировки, а часть данных, необходимых для оценки рентабельности контракта, отсутствует.
    • Заказчик указывает в извещении меньший объём товаров, требуемых к поставке, чем в техническом задании.
    • Заказчик в аукционной документации формирует крупные лоты как по номенклатуре, так и по количеству поставляемых товаров. При этом многие поставщики не могут поставить весь требуемый ассортимент, но имеют возможность поставить часть требуемого к поставке товара.

    В случае, если вы столкнулись с чем-то подобным при ознакомлении с документацией о закупке, не стоит отчаиваться. Если заказчик «спрятал» закупку, то можете мониторить новые его закупки, подписаться на закупки основных заказчиков.

    В случае манипуляций с документацией, внимательно изучите ее на предмет наличия скрытых требований или противоположных формулировок («не менее», «менее»), подайте запросы на разъяснение закупочной документации. При отсутствии в документации конкретных характеристик товаров, работ, услуг, учитывайте при расчёте рентабельности контракта товар с наименьшей стоимостью, но подпадающий под указанные в документации минимальные требования.

    В случае, если содержание документации не отвечает требованиям Закона № 44-ФЗ, ограничивает конкуренцию, обнаружены признаки сговора между заказчиком и участником закупки или сговора между участниками закупки, подается жалоба в Федеральную антимонопольную службу.

    Заявление в антимонопольный орган оформляется в письменной форме и должно содержать следующие сведения (ст. 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»):

    • сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства для физического лица; наименование и место нахождения для юридического лица),
    • имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление,
    • описание нарушения антимонопольного законодательства,
    • существо требований, с которыми заявитель обращается,
    • перечень прилагаемых документов.

    В статье « Мошенничество на торгах. Схема «Таран» вместе с экспертом рассматриваем действие этой схемы и ответственность за ограничение конкуренции. Суть ее проста. Участники сговора демпингуют, изображая активную торговлю, цена опускается настолько, что добросовестные участники торгов отсекаются.

    Мошенники проникли в системы электронных торгов

    Интернет-Розыск, CEO & founder

    На днях мы закончили расследование, связанное с совершением мошеннических действий на электронной торговой площадке Сбербанк-АСТ.

    Как стало известно в ходе проверки, мошенник зарегистрировал на Сбербанк-АСТ личный кабинет, где разместил заявки на поставку компьютерной техники с отсрочкой платежа. При этом злоумышленник зарегистрировался и предоставил при электронной регистрации на площадке подложные документы компании, входящей в сотню наиболее успешных предприятий страны.

    Оказалось, что торговая площадка НЕ ПРОВЕРЯЕТ данных нового пользователя, так что любой недобросовестный гражданин может легко стать «представителем ОАО «Газпром».

    Форму регистрации на Сбербанк-АСТ и перечень запрашиваемых документов можно оценить по ссылке: https://www.sberbank-ast.ru/Register.aspx Электронная площадка Сбербанк-АСТ предназначена для осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Сбербанк-АСТ, как видно из инфографики, является крупнейшей электронной торговой площадкой в стране.

    Какие выводы можно сделать в результате расследования:

    • В современном мире не стоит доверять никаким электронным ресурсам, какими бы защищенными они не позиционировались. Например, указанный интернет-ресурс универсальной торговой платформы проигнорировал грубейший факт регистрации мошенника на своей площадке с левой электронной подписью;
    • Мошенником использовались для регистрации реквизиты реального юридического лица, проверка благонадёжности по которому никаких негативных критериев, конечно же, не могла выявить;
    • Жертва мошенничества не обратила внимания на:

    а) электронную почту мошенника, указанную в лоте, которая не имела никакого отношения ни к домену вероятного заказчика, ни к конкретному его сотруднику. Более того, она оказалась зарегистрирована за несколько дней до размещения первого лота;

    б) телефон мошенника, который отсутствовал в списке служебных телефонов вероятного заказчика. Проверка номера телефона установила, что ранее он принадлежал среднему общеобразовательному учреждению;

    в) подложные данные контактного лица. У вероятного заказчика такого сотрудника не оказалось.

    г) жертва мошенничества проигнорировала возможность проверки фактического наличия электронного заказа напрямую в головной компании потенциального заказчика и оперировали только теми контактами, которые им предоставил мошенник.

    Мошенничество в госзакупках: как распознать и что делать

      On 08.11.2017 0 Комментарии 44-ФЗ, ЕИС, Запрос предложений, Конкурс, Процедура закупки, Статьи, ФАС, Электронный аукцион

    Система закупок создана для того, чтобы сделать расходы бюджетных средств прозрачнее. Однако до идеала ей еще очень далеко. Поэтому нечестные участники закупок — как заказчики, так и исполнители — пытаются использовать ее неэффективности в своих интересах. И зачастую им это удается. Рассмотрим наиболее популярные приемы и расскажем, что делать добросовестному поставщику.

    Уловки заказчиков

    С целью отдать контракт «правильному» поставщику заказчики нередко прибегают к различным хитростям. Вот наиболее популярные из них.

    Невнятное техзадание

    Это любимый метод заказчиков для отсеивания лишних конкурентов нужного поставщика. Техническое задание составляется максимально непонятно и запутано в расчете на то, что многие участники закупок не захотят или не смогут в нем разобраться. В результате часть из них пройдет мимо, а другие попросту не смогут исполнить требования, и их заявки будут отклонены. В то же время «свой» поставщик в частном порядке получает от заказчика полный инструктаж, подает заявку и в отсутствии конкуренции побеждает.

    Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

    С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

    Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

    В этом случае применяются размытые формулировки, технические характеристики, которые можно понять неоднозначно. Например, указывается размер объекта, но не уточняется, что это конкретно — длина, ширина, высота, а может быть, диаметр.

    Умышленные ошибки

    Согласитесь, довольно сложно найти объект закупки, если его название написано неверно. Например, отдельные символы заменены на соответствующие буквы латиницы. Визуально этого не определить, однако при поиске по названию такие закупки в выборку не попадут. На это и рассчитывают недобросовестные заказчики, составляющие подобные техзадания. Ведь нужный поставщик будет знать о такой хитрости и сможет найти закупку, а вот другие — не факт.

    Разброс требований по документам

    В соответствии с законом 44-ФЗ, все критерии, которым должен удовлетворять объект закупки, должны быть перечислены в Техническом задании. Это сделано неспроста — участник должен четко видеть все параметры закупки и оценивать свои возможности. Но порой заказчики раскидывают их по разным документам. В Техническом задании указывается лишь часть параметров, а остальные прописываются, например, в контракте или описании объекта закупки. Это приводит к тому, что в заявках участники попросту не учитывают некоторые требования. Таким образом, конкуренция существенно сокращается.

    Что делать поставщику?

    Естественно, перечисленные уловки являются лишь примерами того, как хитрят заказчики. Но в целом действия поставщиков в таких случаях сводятся к одному алгоритму:

    1. При возникновении любых вопросов по конкурсу или аукциону можно подать заказчику запрос на разъяснение.
    2. Он обязан представить такое разъяснение в течение 2 дней с того момента, как получит запрос. Возможно, в итоге неточные формулировки будут пояснены, а явные ошибки — исправлены.
    3. Если разъяснение не удовлетворит, можно обратиться за ним повторно, чтобы дать понять заказчику, что вы настроены серьезно.
    4. Если заказчик не дает пояснений или делает это явно «для галочки», можно жаловаться в ФАС.

    Как не пропустить мимо интересную закупку из-за умышленных ошибок, допущенных заказчиком? Для этого есть несколько способов:

    1. Искать в ЕИС более тщательно. Проверять не только по названию объекта, но и по коду ОКПД2, по другим параметрам.
    2. Отслеживать закупки интересующих заказчиков. В идеале мониторить все закупки в вашей сфере и регионе.
    3. Использовать специальные сервисы, например, Контур.Закупки. Он позволит отыскать объект даже в том случае, если его название написано латиницей.

    Сговор поставщиков

    В закупках нередки ситуация, когда участники сговариваются между собой и делят рынок. Например, на нем есть несколько конкурентов, активно участвующих в торгах. Они могут договориться между собой и забирать контракты по очереди. Еще чаще встречается другой вариант — в схемах задействован основной поставщик и подставные организации. В любом случае суть таких схем сводится к созданию мнимой конкуренции, в результате чего побеждает нужный участник.

    Рассмотрим взаимодействие заговорщиков на примере схемы «Таран», которая нередко применяется в рамках электронных аукционов. Для реализации требуется основной поставщик, который в итоге возьмет контракт, и пара подставных. В процессе торгов подставные снижают цену до минимума, соревнуясь друг с другом. При этом на определенном этапе прочие конкуренты из борьбы выбывают, поскольку цена контракта становится для них слишком низкой. В самом конце аукциона на сцене появляется основной поставщик и подает заявку по приемлемой для себя цене, но чуть ниже предложения последнего честного участника.

    В итоге в топе участников аукциона оказываются: на первом и втором местах — те самые подставные фирмы, которые демпинговали, а на третьем месте — основной поставщик. Следом за ним идут предложения других добросовестных участников. Однако во время проверок вторых частей заявок выясняется что участники, занявшие первое и второе место, не соответствуют каким-то требованиям. Их заявки, умышленно составленные с ошибками во вторых частях, отклоняются. Победителем же становится бронзовый призер, то есть тот самый основной поставщик.

    Как действовать добросовестному участнику?

    Допустим, вы распознали реализацию «Тарана», но все же хотите поучаствовать в аукционе. В этом случае рекомендуется максимально сосредоточиться в конце торгов, чтобы не пропустить тот момент, когда основной поставщик подаст свою «бронзовую» заявку. Можно попытаться ее перебить. Может статься, что недобросовестный участник либо не успеет на это отреагировать, либо попросту не захочет снижать цену еще сильнее. В итоге победителем станет ваша заявка.

    Однако в этом случае важно не допустить слишком сильного снижения цены. Лучше всего заранее рассчитать возможный для себя минимум и ни в коем случае не опускаться ниже этой суммы.

    Не ФАСом единым: куда еще можно жаловаться на заказчиков

    Кто защищает интересы поставщиков в сфере госзакупок

    Чаще всего при нарушениях в госзакупках поставщики обращаются в ФАС. Но есть и другие инстанции, которые защищают интересы участников тендеров:

    • уполномоченные по правам предпринимателей;
    • органы государственного финансового контроля;
    • прокуратура.

    Обращение в любую из инстанций не ограничивает право поставщика подать также заявление в арбитражный суд.

    Как обратиться к уполномоченному по правам предпринимателей

    Уполномоченные действуют в соответствии с законом от 07.04.2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации». Система уполномоченных состоит из:

    • уполномоченный при Президенте РФ — защищает права российских и иностранных предпринимателей на территории России;
    • уполномоченные в субъектах РФ — рассматривают жалобы организаций, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта, а также поставщиков, права которых нарушены на территории субъекта.

    Поставщик может обратиться к уполномоченному, если нарушены его права на этапе проведения тендера (нарушен порядок определения победителя, есть признаки ограничения конкуренции) или после заключения контракта (задержки оплат, создание препятствий при выполнении работ, предъявление необоснованных претензий по качеству и т. п.).

    Подать жалобу можно в письменном виде, выслав по почте или в электронном виде на электронный адрес или через сервис «Электронная приемная». В жалобе указываются Ф.И.О. заявителя, реквизиты организации, обратный адрес, четкое описание проблемы, при наличии — подтверждающие документы.

    Срок принятия решения о рассмотрении или отказе — 10 дней.

    Уполномоченные имеют право:

    • разъяснять заявителю, как он может самостоятельно защитить свои права;
    • передавать жалобу в соответствующий госорган для решения по существу (ФАС, прокуратура, следственные органы);
    • обращаться в суд;
    • направлять в госорганы обращения о привлечении виновных лиц к ответственности;
    • направлять заказчикам рекомендации по восстановлению нарушенных прав.

    Порядок обращения в органы внутреннего государственного финансового контроля

    Структуры финконтроля функционируют в исполнительных органах власти субъектов (муниципалитетов). Например, в структуре правительства Москвы действует Главное контрольное управление, в правительстве Санкт-Петербурга — Комитет государственного финансового контроля. Основным направлением их деятельности является контроль за расходованием бюджетных средств: расчет НМЦК, планирование, обоснование закупки, расчеты и учет по заключенным контрактам.

    Обращения можно направить в письменном виде по почтовому адресу и в электронном виде на электронную почту или через сервис «Электронная приемная». Текст жалобы должен содержать Ф.И.О., реквизиты организации, обратный адрес, изложение сути нарушения, при наличии — подтверждающие документы. Порядок рассмотрения установлен законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Ответ направляется заявителю в течение 30 дней со дня регистрации.

    На основании поступивших жалоб контролеры:

    • проводят внеплановые проверки;
    • выдают предписания об устранении нарушений;
    • составляют протоколы об административных правонарушениях;
    • обращаются в суд о признании недействительными результаты закупок.

    Как обратиться в прокуратуру

    В отличие от контрольных органов, которые проводят проверки в соответствующих их роду деятельности сферах, прокуратура осуществляет универсальный надзор соблюдения законности.

    Поставщик может обратиться в прокуратуру в случаях:

    • ограничения конкуренции;
    • коррупционной составляющей;
    • нарушений при расходовании бюджетных средств;
    • других случаях нарушения закона.

    Обращения можно направить устно и письменно. Для устного обращения в прокуратуру организован прием граждан. Письменные направляются на адрес прокуратуры или через сервис «Электронная приемная». Прокуроры работают с обращениями в соответствии с законом № 59-ФЗ и Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан от 30.01.2013 № 45. Срок рассмотрения — 30 дней с даты регистрации.

    По результатам работы с жалобой прокурор может:

    • возбудить производство по административному или уголовному правонарушению;
    • выдать заказчику представление об устранении нарушений;
    • направить ответственным лицам предостережение о недопустимости нарушения;
    • составить протест на правовой акт.

    Эти инструкции отвечают и на вопрос, куда жаловаться на прокуратуру. Но в рамках 44-ФЗ это можно сделать, только если прокуратура выступает госзаказчиком.

    Ссылка на основную публикацию